ДОП дошкольного образования социально-педагогической направленности – «Логоритмика» для детей от 2 до 4лет

Содержание
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1 Пояснительная записка
1.2 Планируемые результаты освоения программы
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Учебно-тематический план I-II года обучения
2.2. Содержание программы
2.3. Календарно - тематическое планирование
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Методическое обеспечение
3.2. Материально-техническое обеспечение
3.3. Список литературы

3
3
7
9
9
11
14
18
18
19
20

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1.Пояснительная записка
Программа составлена на основе Нормативно-правовой базы:
•
Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в
Российской Федерации»
•
Приказ Министерства Образования и науки Российской Федерации
«Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта дошкольного образования»
•
Постановление Главного государственного
санитарного врача
Российской
Федерации
«Об
утверждении
СанПиН
2.4.1.3049-13
«Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы дошкольных образовательных организаций » от
15.05.2013 г. № 26.
•
Распоряжение
Правительства
Российской
Федерации
«Об
утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие
образования» на 2013-2020 годы» от 15.05.2013 г. № 792-р.
•
Письмо Департамента государственной политики в сфере общего
образования Министерства образования и науки РФ от 28.02.2014 г. № 08249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования»
•
Устав МБДОУ
Данная дополнительная общеобразовательная программа направлена
на активизацию словарного запаса, развитию крупной и мелкой моторики
рук детей младшего дошкольного возраста.
Актуальность. С каждым годом, по наблюдению педагогов, в детском
саду растет количество детей с различными речевыми патологиями.
Современная ситуация в системе образования, в которой происходит
изменения, связанные с ориентацией на ценностные основания
педагогического процесса, его гуманизацию и индивидуализацию в подходах
к решению проблем конкретного ребёнка, побуждает педагогов и
специалистов к созданию новых моделей, поиску новых форм и технологий
специализированной помощи детям, имеющим проблемы в психофизическом
развитии, воспитании, общении и поведении. Преодоление нарушений
звукопроизношения в дошкольном возрасте имеет огромное значение в
последующей жизни ребёнка. Недостатки звукопроизношения могут явиться
причиной отклонений в развитии таких психических процессов, как память,
мышление, воображение, а также сформировать комплекс неполноценности,
выражающийся в трудности общения.
Своевременное устранение
недостатков произношения поможет предотвратить трудности в овладении
навыками чтения и письма. Перед специалистами, работающими с детьми с
речевыми нарушениями, стоит задача поиска наиболее эффективных методов
формирования произносительных возможностей, сохранения и укрепления
физического здоровья дошкольников, создания такой артикуляционной базы,
которая обеспечивала бы наиболее успешное овладение навыками
нормативного произношения.

Одной из универсальных базовых способностей человека является
ритмическая способность. По слова известного педагога Э. Жака-Даль кроза,
«Пространство и время наполнены материей, подчиненной законам вечного
ритма».
Все в нашем организме подчинено ритму - работает ли сердце, легкие
или мозговая деятельность. Развитие ритма тесно связано с формированием
пространственно-временных отношений. Двигательный ритм влияет на
становление речевых механизмов. Чувство ритма помогает быстрее и легче
усваивать стихотворения, понимать музыкальные произведения. Поэтому в
детском саду необходимо проводить занятия логоритмикой.
Логоритмика полезна всем детям, имеющим проблемы становления
речевой функции, в том числе, алалия, задержки речевого развития,
нарушения звукопроизношения, заикание, аутистические расстройства.
Очень важна логопедическая ритмика для детей с так называемым речевым
негативизмом, так как занятия создают положительный эмоциональный
настрой к речи, мотивацию к выполнению логопедических упражнений и пр.
Направленность
программы, тематическая направленность
и
организационная
вариативность
программы
кружка
способствуют
формированию устойчивого интереса к музыкальной и речевой
деятельности, поддерживают положительное эмоциональное отношение
детей к логоритмическим упражнениям, а, значит, помогают достигнуть
лучшей результативности в обучении и воспитании.
Особенности программы: Логоритмические занятия направлены на
всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его речи, овладение
двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире,
понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать
трудности, творчески проявлять себя. Кроме того, логоритмика с
использованием здоровьесберегающих технологий оказывает благотворное
влияние на здоровье ребенка, в его организме происходит перестройка
различных
систем,
например,
сердечно-сосудистой,
дыхательной,
рече двигательной.
Логоритмические занятия основаны на тесной связи слова, движения
и музыки. Они включают в себя пальчиковые, речевые, музыкально двигательные и коммуникативные игры, упражнения для развития крупной и
мелкой моторики, песни и стихи, сопровождаемые движениями,
двигательные упражнения, несложные танцы, дидактические игры,
способствующе развитию чувства ритма. Работа по созданию ритмического
строя речи в основном принадлежит играм, которые созданы на основе
стихотворного текста. Такие игры учат детей координировать движения со
словом, что способствует, в первую очередь, речевому развитию детей.
Сюжетно-тематическая организация занятий позволяет каждому
ребёнку чувствовать себя комфортно, уверенно, т.к. в игре максимально
реализуются потенциальные возможности детей.

Комплексно-игровой метод наиболее целесообразен для развития
познавательных процессов и соответствует детским психофизическим
данным. Такое построение занятий позволяет добиться устойчивого
внимания на протяжении всего занятия и соответственно повышает
результативность в усвоении знаний.
Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал
предварительно не выучивается.
По желанию педагога возможно заменить музыкальный или речевой
материал на аналогичный, сократить занятие в зависимости от
индивидуальных возможностей детей.
Регулярное проведение логоритмических занятий способствует
быстрому развитию речи и музыкальности, формирует положительный
эмоциональный настрой, учит общению со сверстниками.
Логопедическая ритмика — одно из звеньев коррекционной педагогики.
Прежде всего, это комплексная методика, включающая в себя средства
логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. Ее
основой являются речь, музыка и движение. Поэтому цель данной
программы - коррекция и профилактика имеющихся отклонений в речевом
развитии ребёнка посредством сочетания слова и движения.
Задачи:
• активизировать словарный запас, развитие фонематического восприятия
и фонематических представлений;
• развивать чувство ритма и умение чёткости координированных
движений во взаимосвязи с речью, способности ощущать в музыке,
движениях и речи ритмическую выразительность;
• развивать слуховое внимание и память;
• развивать
коммуникативные
способности
детей;
творческое
использование музыкально-ритмических навыков в повседневной
жизни;
• воспитание эмоционально-волевых качеств личности ребёнка.
Принципы построения программы:
1. Принцип
научности.
Подкрепление всех коррекционных и
оздоровительных мероприятий научно обоснованными и практически
апробированными методиками.
2. Принцип системности. Логоритмическая работа должна способствовать
формированию языка в целом, как системы взаимосвязанных и
взаимозависимых единиц.
3. Принцип последовательности. Каждое из коррекционных направлений
логоритмики реализуется в процессе поэтапной работы.
4. Принцип учета уровня развития ребёнка. Л. С. Выготский предложил
выделять в развитии ребенка два основных уровня: уровень актуального
развития (самостоятельное решение предлагаемых задач) и уровень
потенциального развития (способность решения задач при соответствующей

помощи со стороны педагога), таким образом, следует проводить обучение
ребенка от выполнения задачи с помощи педагога к самостоятельному ее
решению. Любое предлагаемое задание должно быть заведомо легко
выполнимым, с учетом уровня развития ребенка и этапа коррекционного
воздействия.
7. Принцип повторений умений и навыков. В результате многократных
повторений вырабатываются динамические стереотипы.

8.

Принцип

отбора лингвистического материала.

Правильно

подобранный лингвистический материал выступает как одно из важных
основных условий коррекции. Удобный для произношения текст, в котором
отсутствуют или редко встречаются трудные звукосочетания, много гласных
звуков.

9. Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания. Главная

цель образования - ребенок, развитие которого планируется, опираясь на его
индивидуальные и возрастные особенности.
10. Принцип активного обучения. На занятиях логоритмикой используются
активные формы и методы обучения - игры, активное слушание, творческие
задания, импровизации, выполнение оздоровительных упражнений в
движении под музыку.
11. Принцип результативности. Получение положительного результата
развития и коррекции речи, оздоровления каждого ребенка.
Возраст детей, участвующих в реализации данной общеобразовательной
программы - дополнительной общеразвивающей программы: 2 - 3 лет; 3 - 4
года.
Рабочая программа «Логоритмика » базируется на основных положениях
программ и методических пособий:
- По логопедии:
- «Система коррекционной работы (старшая группа)» Н. В. Нищевой;
- «Система коррекционной работы в логопедической группе с общим
недоразвитием речи» Н. В. Нищевой;
- «Система коррекции общего недоразвития речи у детей 5 лет, 6 лет» Т. А.
Ткаченко;
- Учебно-методическое пособие «Дети с общим недоразвитием речи.
Воспитание и обучение» Т. Б. Филичевой, Т. В. Тумановой;
- Методическое пособие «Развитие связной речи» В. В. Коноваленко и С. В.
Коноваленко;
- Методическое пособие «Артикуляционная гимнастика в стихах и
картинках» Т.А. Куликовской.
По логоритмике
- Методические пособия по логоритмике - М. Ю. Картушиной, М. Ю.
Гоголевой,
- Е. В. Кузнецовой, Л. Казанцевой, О.И.Крупенчук, А.В.Никитиной,
Новиковской О.А., В.Т.Таран, Р.Л.Бабушкиной и других;
- «Логопедические распевки» Н.Г.Гавришевой, Н.В.Нищевой;
- «Весёлая логоритмика» Е.Железновой.

По оздоровлению детей
- Методические пособия «Дыхательная гимнастика для детей»
М.Н.Щетинина;
- «Психогимнастика М. И. Чистяковой;
- «Азбука физкультминуток» В. И. Ковалько;
- «Дыхательная и звуковая гимнастика» Т.В.Нестерюк;
- «Пальчиковые игры и упражнения: Массаж карандашами» Т.В.Пятница.
по музыкальному воспитанию
- Методическое пособие «Музыкальное воспитание дошкольников»
О.П.Радыновой;
- Программа по слушанию музыки «Музыкальные шедевры» О.П.Радыновой;
«Музыкальная ритмика» Т.И.Суворовой;
- Программа «Ритмическая мозаика» Т.И.Бурениной;
- «Работа над ритмом в логопедической практике» Г.В.Дедюхина
- «Ритмика в специальном образовании» А.М.Доронина, Л.Е.Шевченко,
Н.В.Дорониной;
- «Музыкальные складушки про весёлые игрушки: Оздоровительные
голосовые песенки-игры для детей» Л.К.Волошиной;
- «Фонопедичесчкий метод обучения пению» В.Емельянова;
- «Этот удивительный ритм» И.М.Каплуновой, И.А.Новоскольцевой.

Занятия

проводятся

во

вторую

половину

дня.

Продолжительность занятия от 15 до 20 минут, так как занятия
являются интегрированными. Тема берётся на одно-два занятия в
зависимости от сложности материала и психофизиологических особенностей
детей.
Всего 72 занятия в год: 2 раза в неделю.
Формы занятий: игровое занятие.
Режим занятий: 2 раза в неделю.
Количество учебных часов в неделю:
- для детей 2 - 3 лет 30 минут.
- для детей 3 - 4 лет: 40 минут.
Сроки реализации дополнительной образовательной программы: 2 года.
Ребенок может включиться в освоение программы на любом этапе ее
реализации.
1.2. Планируемые результаты освоения программы.
Реализация
современной
модели
организации
дополнительных
образовательных услуг в ДОО призвана способствовать:
• позитивным изменениям, направленным на обеспечение доступности,
равных возможностей в получении дополнительного образования детей,
наиболее полного удовлетворения образовательных потребностей граждан на
основе государственных гарантий;
• повышению
эффективности
созданного
программно-методического
обеспечения по оказанию дополнительных образовательных услуг;

•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

•
•
•

• обеспечению вариативности образовательных траекторий в реализации
направлений дополнительного образования;
• созданию механизмов системы оценки качества, ориентированной не столько
на регулирование процесса, сколько на новые результаты;
• увеличению доли одарённых детей в различных видах творческой и
познавательной деятельности;
улучшению качественного состава педагогических кадров, занятых в
организации кружковой, студийной работы ДОО.
Нормализация речи вне зависимости от речевого нарушения.
Сформированность знаний по лексическим темам.
Сформированность умений выполнять движения в соответствии со словами.
Сформированность правильного речевого и физиологического дыхания.
Сформированность положительного эмоционального настроя к речи.
Способность правильно выполнять артикуляции звуков отдельно и в
слоговых рядах, дифференцировать парные согласные звуки.
Улучшение результатов диагностики развития речи.
Способность выполнить оздоровительные упражнения для горла, для
улучшения осанки, дыхательные и пальчиковые упражнения, самомассаж
лица и массаж тела, этюды на напряжение и расслабление мышц тела.
Способность ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном
направлении.
Улучшение показателей слухового, зрительного, двигательного внимания,
памяти.
Положительные результаты диагностик музыкальных и творческих
способностей детей в соответствии с возрастом дошкольников (дети
внимательно слушают музыку, активно отвечают на вопросы о характере и
содержании музыкальных произведений, поют, танцуют, играют на
музыкальных инструментах, сочиняют мелодии, ритмические рисунки,
танцевальные и общеразвивающие движения
Умение организовывать игровое и речевое общение со сверстниками.
Воспитание бережного отношения к природе, животным.
Воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни, заботе о своем
здоровье и здоровье окружающих.
Ожидаемые результаты работы:
> сформированность умений ритмично выполнять движения в соответствии
со словами, выразительно передавая заданный характер, образ;
> способность правильно выполнять артикуляции звуков;
> сформированность правильного речевого и физиологического дыхания;
> способность выполнять оздоровительные упражнения для горла, для
улучшения осанки, дыхательные и пальчиковые упражнения, самомассаж
лица и массаж тела, этюды для напряжения и расслабления тела,
гимнастики для глаз;

> способность ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном
направлении;
> улучшение показателей слухового, зрительного и двигательного
внимания, памяти;
> способность координировать движения в мелких мышечных группах
пальцев рук и кистей, быстро реагировать на смену движений;
> улучшения показателей диагностики развития речи;
> воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни, чувства
ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья
окружающих людей.

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ.
2.1. Учебно-тематический план I-II года обучения
С детьми 2 - 3 лет (I младшая группа)
Задачи:
1. Развивать фонематическое восприятие и фонематические представления
детей.
2. Развивать мелкую и общую моторику; способность произвольно
передвигаться в пространстве, переключаемость и координации движений во
взаимосвязи с речью.
3. Развивать внимание (зрительное, слуховое, двигательное), восприятие
(зрительное, слуховое) и память (двигательная, зрительная, слуховая).
4. Развивать чувство ритма, способность ощущать в музыке, движениях и
речи ритмическую выразительность.
Месяц
Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12

Название занятия
Встреча с белочкой в осеннем лесу
Сидит белка на тележке
Кто грибок найдет?
Гости
В огороде заинька
Зайкина капуста
Лучшая игра
Утенок и его друзья
Про кота
Кот Василий
Кот и кошка
Утки — беленькие грудки

Декабрь

Январь

Февраль

Март-

Апрель

Май

13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36

Зайчик в гостях у ребят
Зайкин дом
Белкина помощница
Чудо-елка
Подарки Дедушки Мороза
Птичья елка
Мороз и птички
Танюшка
Вкусная каша
Аленушка и лошадка
Лошадка
Капризная внучка
Хозяюшка
Котенок и щенок
Про собачку
Таня пропала
Верные друзья
Про петушка
Уточка и курочка
Цыплячий переполох
Радуга-горка
Майский день
Про зеленую лягушку
После дождя

С детьми 3 - 4 лет (II младшая группа)
Задачи:
1. Активизировать и обогащать словарный запас, развивать фонематическое
восприятие и фонематические представления детей.
2. Продолжать развивать мелкую и общую моторику; способность
произвольно передвигаться в пространстве, переключаемость и координации
движений во взаимосвязи с речью.
3. Продолжать развивать внимание (зрительное, слуховое, двигательное),
восприятие (зрительное, слуховое) и память (двигательная, зрительная,
слуховая).
4. Развивать чувство ритма, способность ощущать в музыке, движениях и
речи ритмическую выразительность.
Месяц
Название занятия
№ занятия
Сентябрь
1
Солнышко и дождик
Тучка
2
3
Тучки по небу гуляют
4
Грибной дождик
Октябрь
5
Под грибком
6
Осенние листья

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36

Осень в лесу
Веселый огород
Репка
Осенние подарки
Да свидания, птицы!
Холодно!
Зима в лесу
Дед Мороз спешит на елку
Украшаем елочку
Наступает Новый год
Новогодний праздник в лесу
Рукавичка
Снеговик
Кошка и котята
Котята и щенок
У бабушки в гостях
Как снеговики солнце искали
Армейская карусель
Как цыплята солнце будили
Новая столовая
В гости к нам пришли матрешки
Весеннее солнышко
Весенняя капель
Прилетайте, птицы!
Весенний ручеек
Кораблик
Утренние лучи
Петушок и его семья
Колечко
Бобровый пруд

2.2.Содержание дополнительной общеразвивающей программы
Содержание программы обеспечивает,
• выявление особых образовательных потребностей детей как с нормой
развития, так и детей с ограниченными возможностями здоровья,
обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом
развитии;
• осуществление индивидуально ориентированной психолого-медикопедагогической помощи детям с ограниченными возможностями
здоровья с учетом особенностей психофизического развития и
индивидуальных возможностей детей;
• возможность освоения детьми дополнительной общеобразовательной
программы в образовательной интеграции.
Программа направлена на,

• формирование и развитие творческих способностей детей;
• удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном,
нравственном и физическом совершенствовании;
• формирование культуры здорового и безопасного образа жизни;
• укрепление здоровья и организацию свободного времени детей.
•
•
•
•
•
•

Содержание программы ориентировано на:
создание
необходимых условий
для личностного
развития
воспитанников;
удовлетворение индивидуальных потребностей воспитанников;
формирование и развитие творческих способностей, выявление,
развитие и поддержку талантливых воспитанников;
обеспечение духовно - нравственного, гражданского, патриотического,
трудового воспитания;
формирование культуры здорового и безопасного образа жизни,
укрепление здоровья воспитанников

Методы и приемы обучения:
- словесные (рассказ, беседа, чтение художественной литературы,
объяснение, пояснение);
- наглядные (показ педагогом);
- практические (самостоятельная деятельность детей, проявление творчества
и фантазии).
Формами подведения итогов реализации данной программы являются:
- выступления детей на открытых мероприятиях;
- участие в тематических праздниках;
- контрольные занятия;
- итоговые занятия;
- открытое занятие для родителей;
- отчетный концерт по итогам года.
Занятие - основная форма организации образовательного процесса.
Структура занятия: подготовительная, основная и заключительная части.
• Подготовительная часть длится 3-7 минут. Используются вводные
упражнения, которые дают установку на разнообразный темп движения с
помощью музыки, упражнения, направленные на тренировку внимания,
памяти, координации движений, регулировку мышечного тонуса.
• Основная часть занимает 10-15 минут, включает в себя слушание музыки
для снятия эмоционального и мышечного напряжения, пение, игру на
детских музыкальных инструментах, подвижные и малоподвижные игры, а
так же следующие виды упражнений:
• на развитие дыхания, голоса, артикуляции;
• на развитие внимания;

• регулирующие мышечный тонус;
• счётные упражнения;
• формирующие чувство музыкального размера;
• на развитие чувства темпа и ритма;
• на развитие координации движения;
• на координацию речи с движением;
• на координацию пения с движением;
• на развитие речевых и мимических движений.
• Заключительная часть занимает 2-7 минут. В неё входят упражнения на
восстановление дыхания, снятие мышечного и эмоционального напряжения,
релаксационные упражнения.
Логоритмическое занятие включает в себя следующие элементы:
- Упражнения в ходьбе и маршировке.
- Упражнения на развитие голоса, дыхания и артикуляции.
- Упражнения, регулирующие мышечный тонус.
- Упражнения, направленные на развитие чувства темпа, метра (размера),
ритма.
- Пение
- Слушание музыки.
- Упражнения на развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики.
- Развитие творческой инициативы.
- Игра.
- Развитие мимической мускулатуры.
- Коррекция звукопроизношения.
- Релаксация.
Виды и типы занятий. Занятия проводятся с применением различных
структур:
1. Традиционное занятие
2. Тематическое занятие
3. Сюжетное занятие
4. Игровое занятие
5. Занятие - импровизация.
Ниже приводится краткая характеристика каждому виду занятий.
1) Традиционные занятия делятся на:
- обучающие;
- закрепляющие;
- итоговые.
2) Тематические занятия состоят из подготовительной, основной и
заключительной частей.
3) Сюжетные занятия выстраиваются на основе русских народных и
зарубежных сказок.

Этапы процесса обучения.
Целостный процесс обучения можно условно разделить на три этапа:
- начальный этап;
- этап углубленного разучивания;
- этап закрепления и совершенствования.

Организационные условия:
Формы работы: групповая (10 - 13 человек) совместная образовательная
деятельность;
индивидуальная
самостоятельная
образовательная
деятельность.
Режим образовательной деятельности: занятия проводятся 2 раза в неделю в
течение дня.
Продолжительность занятий:
1. Первый год обучения, дети 2 - 3; 3 - 4 года - 15 мин.
2. Второй год обучения, дети 4 - 5 лет - 20 мин.
3. Третий год обучения, дети 5 - 6 лет - 25 мин.
4. Четвертый год обучения, дети 6 - 7 лет - 30 мин.
Обязательными условиями проведения занятий в зале являются:
- санитарное содержание зала и продолжительность занятий в соответствии с
требованиями СанПиН
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Методическое обеспечение
1.Буренина А. И., Колунтаева Л. И. Проектирование интегративной
программы предшкольного образования.- СПб.: ЛОИРО, 2007;
2.Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое
пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2008;
3.Галанов А.С. Оздоровительные игры для дошкольников и младших
школьников. СПб.: Речь, 2007;
4. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической
работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. - СПб.:
ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001;
5. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ./Автор-сост. Н. И. Еременко. Волгоград: ИТД «Корифей». 2009;
6. Картушина М.Ю. Быть здоровыми хотим. М.: ТЦ Сфера, 2004;
7. Картушина М.Ю. Зеленый огонек здоровья: Программа оздоровления
дошкольников. - М.: ТЦ Сфера, 2007;
8. Картушина М. Ю. Логоритмика для малышей: Сценарии занятий с детьми
2-3 лет. - М.: ТЦ Сфера, 2005;

9. Картушина М. Ю. Логоритмика для малышей: Сценарии занятий с детьми
3-4 лет. - М.: ТЦ Сфера, 2005;
10. Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду:
Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2004;
11. Кузнецова Е.В. Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей
с тяжелыми нарушениями речи. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2002;
12. Кузнецова С. В., Котова Е. В., Романова Т. А. Система работы с узкими
специалистами ДОУ: Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2008.
13. Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе
для детей с общим недоразвитием речи. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001;
14. Цвынтарный В.В. Играем, слушаем, подражаем - звуки получаем. СПб.:
Издательство «Лань», 2002;
3.2. Материально-техническое обеспечение
При разработке программно - методического обеспечения реализации
дополнительной образовательной программы целесообразно обращено
внимание на:
- целостность;
- новизну;
- модифицированность (адаптированность);
- авторство.
К программе имеется наглядно - методическое обеспечение, с помощью
которого реализуются ее цели и задачи.
Программа имеет составляющие, с помощью которых педагог осуществляет
свою работу с детьми в определенной системе и последовательности:
1. Учебно-методические пособия для педагога, в которых даны развернутые
методические рекомендации. Они не являются строгой инструкцией, а
представляют собой необходимый для работы материал.
2. Дидактический материал
3. Диагностическими заданиями, с помощью которых определяется уровень
освоения программы каждым ребенком и степень эффективности данной
методики.
Подобный подход к обучению дошкольников имеет неоспоримые
преимущества перед другими методиками, поскольку обеспечивает:
- высокую результативность;
- сокращение времени на подготовку к занятиям (уже имеется учебно методические пособия);
- ориентацию на российскую культуру (стихи, пословицы, загадки,
иллюстрации);
- совокупность методов наглядного обучения и практических заданий;
- условия для оптимального сочетания индивидуальной и совместной
деятельности детей и педагога;

- быстрое выявление трудностей у ребенка;
- личностно - ориентированный подход во взаимодействии ребенка и
взрослого;
- сочетание инновационных подходов и традиций;
- формирование у ребенка личностных качеств, необходимых для обучения в
школе (самоконтроля, самооценки, инициативности, самостоятельности и
т.д.).
- стол журнальный для педагога - 1;
- стул для педагога - 1;
- стул детский - 25;
- фланелеграф - 1;
- колокольчики - 26;
- бубны - 13;
- барабан - 13;
- треугольники - 4;
- палочки - 26;
- ленточки - 26;
- листочки - 26;
- тематические игрушки.
- набор аудиокассет и дисков ( «Музыка для релаксации» - пение птиц, шум
моря; «Топ - хлоп» - подвижные игры и «Веселая логоритмика» автор Е.
Железнова)
- Демонстрационный материал по лексическим темам.
3.3. Список литературы
1 Буренина А. И., Колунтаева Л. И. Проектирование интегративной
программы предшкольного образования.- СПб.: ЛОИРО, 2007;
2 Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое
пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2008;
3 Здоровьесберегающие технологии в ДОУ./Автор-сост. Н. И. Еременко. Волгоград: ИТД «Корифей». 2009;
Здоровячок. Система оздоровления дошкольников./Авт.-сост. Т. С.
Никанорова, Е. М. Сергиенко. - Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2007;
4 Картушина М. Ю. Логоритмика для малышей: Сценарии занятий с детьми
3-4 лет. - М.: ТЦ Сфера, 2005;
5 Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду: Методическое
пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2004;
6 Коноваленко В. В., Коноваленко С. В.Развитие связной речи. - М.:
«Издательство ГНОМ и Д», 2000;
7 Кузнецова Е.В. Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей с
тяжелыми нарушениями речи. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2002;
8 Кузнецова С. В., Котова Е. В., Романова Т. А. Система работы с узкими
специалистами ДОУ: Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2008
9 Куликовская Т.А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках.

Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. - М.: «Издательство
Гном и Д», 2005;
10.Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе
для детей с общим недоразвитием речи. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001;
11.Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников: Пособие для
студентов пед.ин-тов, учащихся пед. Уч-щ и колледжей, муз.руководителей
и воспитателей дет.сада/О.П.Радынова, А. И. Катинене, М. Л.
Палавандишкили. - М.: Просвещение Владос, 2001;
12.Свирская Л.В.. Методика ведения педагогических наблюдений.- С-24 Пб.:
Образовательные проекты; М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2010;
13.Ткаченко Т. А. Учим говорить правильно. - М.: «Издательство ГНОМ и
Д», 2003;
14.Тарасова Т.М. Гармония.- Образовательные проекты; М.: ЛИНКАПРЕСС, 2010;
15.Цвынтарный В.В. Играем, слушаем, подражаем - звуки получаем. СПб.:
Издательство «Лань», 2002;
16«Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству,
содержанию и организации режима работы дошкольных организациях».
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.304913, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного
врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года № 26, (далее - СанПиН);
17.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
17.10.2013 №1155 "Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного образования" (Зарегистрировано в
Минюсте России 14.11.2013 N 30384).


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».